↖ к списку статей

Харе и Ке

Почему фотографии шибари часто такие темные?

В японской культуре различают два вида воспринимаемой красоты.

Один - "харе" - обозначает все сияющее и наружное. Это то, что нравится нам в ярких местах, освещенных солнцем, в пышных официальных церемониях. Другой - "ке" - позволяет нам любоваться вещами в обычном свете, в тишине и уюте своего дома. В выставочных залах и лекционных аудиториях свет не очень яркий, а религиозные церемонии часто проходят в полумраке. Это проявление принципа "ке". В то же время, для больших объемов лучше подходят твердые и блестящие "харе" материалы - металл и мрамор.

Искусство Шибари интимно по своей природе, его практикуют в традиционном для Японии полумраке лампы с бумажным абажуром. После того как вы привыкли к такому освещению, оно не утомляет глаз. Но у фотоаппарата нет времени на привыкание, "ке" красота ускользает от него, и фотографии выходят слишком темными.

Принцип "харе-ке" помогает также понять, почему в Шибари традиционно не используются металлические и кожаные приспособления. Они принадлежат миру "харе", в то время как мягость и матовость женского тела (особенно если женищина миниатюрна как большинство японок) воспринимается "ке".



Господин Наваши.

↖ к списку статей